Научно-исследовательский центр славянской культуры "Вятский ушкуйник" этнофилософия, этнопсихология, фольклор, история славян, проектирование СКП
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Ноябрь » 9 » Система древнеславянского самоуправления
22:44
Система древнеславянского самоуправления

   

В системе древнеславянского самоуправления все общественные должности были выборными (как правило, на короткий срок). Каждое избранное народом лицо в случае невыполнения или недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей немедленно переизбиралось или наказывалось материально. Таким образом, общество всегда оставалось здоровым и подвижным, самоочищалось от недобросовестных, безответственных, ленивых или некомпетентных общественных руководителей. 

Многие века народное право славян передавалось в семьях из поколения в поколение, по наследству, устно. Записываться народные юридические нормы стали лишь с проникновением на русские земли феодализма. Это связано скорее всего именно из-за злоупотреблений "феодалами" своими административными полномочиями. 
Некоторые исследователи называют свод правовых установлений славяно-русов «Поконом (Законом) Русским». Он действовал на Руси с V – VI веков и упоминается в договорах с Ромеей (Византией) 911 и 944 годов. Называли его в старину «Устроение отне и дедне».

В эпоху общеславянского единства в древнеславянском языке возникли и утвердились слова «суд», «закон», «право», «правда», «вина», «казнь» и др. «Закон (Покон) Русский» пришёл в Среднее Поднепровье в IХ веке вместе с балтами (венедами) и карпатскими русами и стал общим для населения Киевской земли. Многие славянские племена во времена князя Игоря жили «каждо своим обычаем» согласно своим собственным порядкам. Всяк знай своё место – главная мысль древнерусского родового права. При рассмотрении дел эта правовая система не учитывала имущественный статус тяжбующихся. 

Перед Законом все были равны в равной степени. 

 Постепенно «Закон Русский» и Славянское право срастались и в таком виде вошли в «Правду Русскую» Ярослава Мудрого, защищавшую уже не интересы самого народа, а нарождающегося на Руси боярского сословия, а затем помещичьих и дворянских кланов. После Крещения Руси многие положения «Покона» были отброшены и забыты в угоду централизации власти по западному типу и развитию эксплуотаторской идеологии.

 Наши предки серьёзно и уважительно относились к народному праву. Об этом говорят их клятвы: русичи клялись богами и на оружии, ибо были они воинами. Прочие славянские племена на оружии не клялись. Они подавали правой рукой клок своих отрезанных волос как символ того, что они клянутся собственной головой. Иногда волосы заменяли пучком травы или гостью земли (комом), как бы призывая в свидетели Мать-Сырую Землю, подательницу жизни и силы. Иногда на голову клали кусок дёрна или целовали землю. Скорее всего это связано с особенностью ремесла землепашца, имеющего прямое отношение к земле-кормилице. Земля для землепашца имела символ высокой святости. 

Законодательные новшества, привозимые на русскую землю с иных территорий, приживались у наших предков с большим трудом, т.к. высоко ценилось и уважалось всё отчее (отцовское) и деднее (дедово). Охраняя жизнь славяно-русов, их достоинство, земли, здоровье и собственность, Закон тех времен был весьма суров к его нарушителям. На провинившихся накладывались крупные штрафы. Например, за удар соотечественника тупой стороной меча или бытовым предметом обидчик должен был платить пострадавшему 1,5 кг серебра.

В «Законе Русском» существовало два суровых, но справедливых вида наказания: конфискация имущества и смертная казнь. Кровная месть в то время регулировалась принципом талиона:

Наказание должно быть соразмерно ущербу от преступления. Но право кровной мести давалось родственникам пострадавшего только после судебного разбирательства. Братоубийство в древнем народном праве не прощалось.

Не случайно киевский князь Владимир, убивший своего кровного брата Ярополка, поменял сварожичам веру, а вместе с ней и юридические законы. 

В ХI-ХII веках в Киеве процветали братины – цеховые объединения русских ремесленников. Братина имела свой дом для собраний и выборные органы самоуправления. Возглавляли их избранные народом старосты (старшины). Члены братины были поголовно вооружены и спаяны железной дисциплиной. Часто они успешно противостояли давлению бояр и князей. Последние вынуждены были считаться с трудовым людом, сдерживающим их корыстные аппетиты. Подобные братины существовали и во Владимире, и других русских городах. Современный аналог братины - профсоюзы, защищающие интересы и права трудящихся в рабочем колективе.

На рубеже VIII-IX веков в славянских землях уже происходила консолидация земель в Союз племён, имевший протогосударственную форму правления. Наиболее известным и влиятельным из племенных союзов был Союз словен Ильменских. В 60-е годы IX века появилась племенная конфедерация, которая приобрела качество государственного образования – Новгородская Русь.

 Усиленная борьба западных идеологов греко-византийской церкви, находящихся под контролем Ватикана, против культуры и обычаев славяно-русов привела к утрате славяно-арийской правовой культуры, уничтожила сложившиеся за   тысячелетия правовые отношения. В эпоху крещения Руси между русскими князьями участились и ужесточились усобицы, разрушавшие славянское единство. В результате этой борьбы на Руси началась долгая крвопролитная Гражданская война, известная всем под Междоусобными распрями князей. В сущности борьба велась не только за власть, но и за образ жизни. 

 Несмотря на жестокую, насильственную политику киевских князей, принесших на Русь чужие права и законы, народное Копное право продолжало упрямо существовать почти во всех славянских землях. Однако сюда всё агрессивнее стали вползать чужеземные Посполитое (польское) и Магдебургское (немецкое) права. В новых, заимствованных на Западе порядках были заинтересованы зажиточные горожане, князья, бояре, позже – богатые помещики. Именно они были первыми ярыми гонителями копы как выразительницы народных интересов. Многочисленные нарождающиеся князья боролись и с сельскими копами, и с городскими. Некоторые слишком самостоятельные и непослушные города уничтожались князьями огнём и мечом. Но они вновь возникали из сельских общин благодаря росту населения и развитию ремёсел. Во многом благодаря Копному праву они наполнялись новой жизненной силой. Несколько столетий всё усиливавшаяся княжеская власть, уже передающаяся по наследству, боролась с народной копой.

Со временем, принявшие западные юридические новшества жители городов перестали являться на копу. К таким городам автоматически приписывались окрестные (околичные) сёла, в них стал нарастать произвол помещиков. Крепостное право - чудовищное изобретение российских феодалов и их покровителей (царей Романовых) способствовало перерождению копы в сельский суд, на котором присутствовало по одному сходатаю от каждого села. Фактически сходатаи уже не могли противостоять натиску алчных и становящихся всё более наглыми помещиков, которым было разрешено даже безнаказанно калечить своих крестьян, а в некоторых случаях и убивать. На стороне помещиков всегда были попы и урядники. Поэтому сходатаи уже не могли доказать свою правоту и влиять на исход решений собрания. 

Часто помещики просто уводили своих крестьян с копы, а в ХVII веке в открытую стали запрещать крепостным крестьянам посещать коповища. Не являлись они на копу и сами. Всё стало делаться так, чтобы народовластие, самоуправление на Руси снизошло на нет. Народное право подвергалось нападкам всестороннне не только со стороны многочисленных удельных князей, но и глав христианской церкви, которая с годами становилась всё более богатой и агрессивной по отношению к простому люду. От новых европейских законов выигрывала лишь кучка богатеев, чаще всего жуликов, казнокрадов и негодяев, жиревших за счёт людей-тружеников. Что мы видим сегодня в России повсеместно. При этом, копа не сдавалась. Истребить её окончательно было непросто. Пассионарность славяно-русов многие века оставалась достаточно высокой.  

Древние актовые книги сообщают нам, что в 1602 году на некоторых славянских территориях "Копное право" жило и действовало. 

Уголовные дела обсуждались прямо на месте преступления – в дубраве, бору, у реки или под горою. Часто ограбленный или обиженный селянин сам разыскивал своего шкодника, собирал на него улики, расспрашивал людей. Это предварительное расследование называлось «обыск». Если истец не мог разыскать своего обидчика, он требовал собрать копу. Жалобу истца сходатаи слушали молча, не перебивая его. Истец мог созывать копу трижды. 

Когда приходилось решать земельные проблемы, сходатаи собирались на спорной земле. Если помещик причинял кому-либо вред, его вызывали на копу для разговора. 

Помещика вызывали на собрание трижды. Если он не являлся на третий раз, копа производила расследование и принимала решение самостоятельно. Приговор народного суда назывался «выпалязокъ», «усказанье», «знайденье копное», иногда «высказанье копное». В позднейших актах употреблялось словосочетание «декрет копы». Если ответчик мирился с истцом, его прощали.
 Долгое время сильные русские города наподобие Пскова, Новгорода, Хлынова (Вятка) назывались свободными и вольными именно потому, что жили по законам древнего славяно-русского права, сохраняющего арийскую правовую культуру. Копное право легло в основу Вечевого права, действовавшего на Руси в начале Средневековья. В переводе со старославянского «вече» означает «совет». 

В летописях вече упоминается в Южном Белгороде (997 г.), Великом Новгороде (1016 г.), Киеве (1068 г.). Однако вечевые собрания горожан происходили и ранее. 

Русский, советский историк И. Я. Фроянов считал, что в конце I тысячелетия – начале II тысячелетия н. э. вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) руководили этими могучими собраниями, но не обладали достаточной силой, чтобы саботировать решения народа или подчинять его действия своей воле

На вече обсуждался широкий круг вопросов – заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. Заключались и расторгались договора с князьями, контролировались действия князей, посадников, владык и других должностных лиц, избирались и смещались владыки, посадники, тысяцкие, назначались воеводы и посадники в городе и окрестных селениях, устанавливались повинности населения, решались земельные вопросы, утверждались правила торговли и льготы, контролировались судебные сроки и исполнения судебных решений. С помощью Вече наши мудрые предки сглаживали многие социальные, финансовые и хозяйственные противоречия общества.

Однако возникавшая с веками социальная неоднородность древнерусского общества всё больше делала народные демократичные вечевые сходы подконтрольными боярской аристократии. Уже в XII—XIII веках не только в Новгородской республике, но и в других русских землях, земская знать в значительной мере подчинила своей воле вечевые собрания. Именно в этот момент в русском языке появляются слова "паразиты" - "чернь", "челядь", "холоп", возникшие на основе пропаганды иудейской прозападной идеологии.  

Иногда на городских вечевых сходах случались кулачные бои. На сельской копе такого никогда не было. Это происходило в тех случаях, когда одной из боярских группировок требовалось протолкнуть выгодное для неё решение. Бои эти были не обычными уличными драками, они корректировались определёнными правилами судебного поединка. В ХII-XIII веках новгородцы вели себя столь буйно, что князья отказывались к ним ехать. В ХIV веке вечевые страсти в Новгороде стали несколько утихать. По сути, со временем вече стало проводником воли бояр, оформленной как воля народа, своеобразным компромиссом между т.н. элитой и простым людом.

Вечевое правление продержалось в Новгороде до середины ХV века. Этот действительно великий город был одним из оплотов самоуправления и народовластия в уже феодальной России. 

После насильственного захвата московскими князями-царями Великого Новгорода и Пскова в этих землях стали исчезать вечевые порядки. Более слабые и менее организованные русские города сдались Посполитому или Магдебурскому юридическим нормам значительно раньше. Вероятно по причине угасания народовласти в Векликом Новгороде новгородские ушкуйники перебрались в град Вятку, где и основали Хлыновскую вечевую республику (г. Хлынов 1374г.). Не желая подчиняться централизованной власти вольные люди вечевых республик уходили на Земли Вятского края и Перьми Великой. В последствии сдачи вечевой республики Московскому войску вольные люди расселились по Волге и Дону, сформировав казаческое воинское сословие. Элементы Копного права некоторое время сохранялись в среде казаков. Наиболее ярко народное право проявлялось в Запорожской Сечи. Именно казаки и пронесли через века «звычай права нашого копнаго».

 Значение народного права на Руси угасало по мере развития феодализма. Когда царский режим дал помещикам полную волю и неограниченные права, народные юридические обычаи окончательно утратили свою силу. Ещё в начале ХХ века в России употреблялось слово «волость». Оно появилось на Руси в Х веке и тесно связано с Копным правом. Волость образовывали сельские общины, управляемые копой. На волостной копе выбирались: правление, старшина (староста), суд, писарь, челобитники (ходатаи по общественным делам в стольный град).
 В обязанности правления входило ведение книг, где фиксировались решения собраний, сделки, торговые и трудовые договоры.

На собраниях председательствовал старшина. В его обязанности входило хранение архивных документов (постановлений, грамот, расписок и т.п.), привлечение к ответу любого селянина, оглашение постановлений копы по уголовным делам. Старшина строго следил за соблюдением народных законов. Он был связующим звеном между домохозяевами и удельным князем, перед которым ходатайствовал за интересы народа. Чтобы сгладить конфликты между князем и общинниками, разъяснял непонятливым княжеские требования и решения.
 Старшина отчитывался за свои дела перед сотским, сотский – перед десятским, десятский – перед домохозяевами. Каждый из избранников народа, лишившись его доверия, в любой момент мог быть отстранён и переизбран. Однако случалось такое весьма редко, так как общественным доверием в те времена дорожили.

С приходом Рюрика на Русь княжеская власть стала передаваться по наследству. Славяно-арийская выборная управленческая культура стала утрачивать своё значение. Князем (царём) становился не более достойный (сильнейший, умнейший, храбрейший и т.п.) представитель общества, а любой бездарный, немощный и даже психически неполноценный отпрыск правящей династии. Происходило отчуждение властных структур от народных интересов (сходное происходит сегодня, только в более короткие сроки). К ХVII веку Россия получила окончательно устоявшуюся монархию, где ни о каких народных правах не было и речи. Цель западных идеологов была достигнута, но основы правового народного государства сохранились в крови славянорусов. Жажда правды и справедливости, милосердия и любви крепко укоренились русском и российском менталитете. 

Новый всплеск и возрождение народовластия, но уже в слегка изменённой форме, произошли в советское время. На древних основах народовластия было создано новое государство, которое достигло мощной индустриализации в кротчайшие сроки. На основании своих традиций гуманизма и милосердия были одержаны победы над западным империализмом (1918-1930), над национализмом и фашизмом (1939-1945), над колониализмом (1945-1980). Однако в конце ХХ в. западным идеологам удалось очередной раз навязать руководству СССР свои условия игры и те пошли на сепаратный сговор ради собственного единоличного обогощения. В результате этого все демократические и социальные достижения единого государства были в одночасии отменены и процесс демократизации общества покатился вспять. Думается, что мирообустройство наших предков было более разумным и такого криминально-коррумпированного безпредела на Руси и в последствии в России не было. Что и говорить, но основная часть царей и императоров мыслила глобально о нуждах единого государства Российского. Сегодня такой заботы во властных структурах мы не наблюдаем. Общинность ( коллективизм - ХХ в.) – дело великое и необходимое для России. Утрачивая её, мы утрачиваем себя, свою самобытность, духовно-нравственную культуру, свой морально-этические приоритеты. Чем раньше мы осознаем это, тем больше шансов на то, что Россия воспряне, как Феникс из пепла. 

Важнейшая задача стоит перед нами: взять лучшее из глубины веков, из честной и справедливой системы прямого народовластия; мы не только это можем сделать. Это просто необходимо. 

Информацию о русском праве можно расширить: 

1.Цветков С.Э. «Русская история» в 4-х томах, М, «Центрполиграф», 2006
 2. Прищепенко В.Н «Страницы русской истории» в 2-х томах, М., Про-физдат, 1998
 3. Гумилев Л.Н. «От Руси до России», М., Хранитель, 2006
 4. Иванишев Н.Л «О древних русских общинах юга Руси», С-Пб.,1857
 5. Павлов-Сильванский Н.П. «Феодализм в Древней Руси»,М., Наука, 1988

Просмотров: 890 | Добавил: Slawjanofil | Теги: Этносоциология, история, Культура славян | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz