Древнейший культ землепашцев, населявших планету Земля. Образ Макошь проявляется в культе Лады и Живы. Эти три образа живой Земли отражают разное состояние Земли Матушки.
Лада (Весна) -- проявляет себя в возрождении и обновлении пробудившейся от зимнего сна Земли Матушки. Вся природа пробуждается с приходом Весны. Женихом Лады является Ярило (Лель). Юный Лель облагораживает красоту Лады.
Макошь -- образ оплодотворённой Земли Матушки, который идентичен термину Камошь (Кама). Это проявление материнства и плодовитости.
Жива -- является проявлением жизни на Земле. В тесном соприкосновении мужского и женского начала Неба Батюшки и Земли Матушки зарождается жизнь на Земле. Жизнь поддерживается любовью и милосердием. И этот закон мироздания является частью духовно-нравственного закона Вселенной. Вселенский Свет проявляет себя в гармоничном устройстве Вселенной.
Берегиня -- содержит в себе обережную силу Матери Земли. Сама природа заботится о безопасности на Земле. В семейных отношениях Берегиня проявляется через мудрую женщину, охраняющую (оберегающую) семейный очаг дома.
Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности.
Из Земли (глины, праха), согласно апокрифам и народным легендам, создано тело человека: душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело — в Землю (беларусское поверье гласит, что душа окончательно расстаётся с телом, когда на гроб упадёт первая горсть Земли).
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, 3емля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках 3емля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать — Сыра Земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой.
Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать — Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (Орловская губ.). «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (Вятская губ.). В такие дни по отношению к 3емле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по 3емле.
Думается, что такие ограничения были не случайны. Скорее всего наши предки хорошо знали всё, что касалось биоритмов природы и самой планеты Земля. По мере распространения христианства образ Матери Земли проявился в культе Богородицы, которую так же именовали Матушкой. Таким образом, культ Лады, Живы и Макошь объединился в образе Матушки Богородицы (девы Марии).
Мать – Сыра Земля в представлении многих народов была живым, мыслящим существом. Её считали матерью и кормилицей всего живого, живущего на Земле. Земля дарует богатство тем, кто почтительно к ней относится. Именно поэтому, Земля считается символом богатства в славянской мифологии.
Все живое рождается и живёт на Земле. Мать - Сыра Земля требует к себе поклонения, почитания и благодарности – это та дань, которую Земля-Матушка требует в обмен на щедрый урожай. От самой Земли Матери зависит благополучие семьи. Жизнь человечества зависит от Земли–Матушки.
Испокон веков землю называют кормилицей. Земля сотворена, яко человек , - говорится в одном из позднейших летописных памятников: Камение яко тело имать, вместо костей корение имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови - воды .
С принятием христианства образ Матери-земли сблизился с образом Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли. Он отчетливо виден в старинном пожелании добра (блага) земле:
Будь здорова как рыба, красива как вода, весела как весна, трудолюбива как пчела и богата как земля святая .
О сближении образов Матери-земли и Богородицы свидетельствует конкретный случай, произошедший во время сильной засухи в 1920-е годы в Переславль-Залесском уезде Владимирской губернии:
крестьяне, в отчаянии разбивавшие на пашне сухие комья земли, были остановлены женщинами, которые объяснили запрет тем, что «те бьют саму мать Пресвяту Богородицу».
В некоторых местностях начало сева знаменовалось обрядами почитания Богородицы. Так, в Забайкалье перед началом сева зажигали свечи у иконы и трижды читали молитву Богородице, как «подательнице плодов земных». Чтобы урожай был хорошим, в Благовещенье икону Богородицы ставили в семена, приготовленные для посева.
|