Научно-исследовательский центр славянской культуры "Вятский ушкуйник" этнофилософия, этнопсихология, фольклор, история славян, проектирование СКП
Меню сайта
Категории раздела
История [8]
Этимология [3]
Этногенез [1]
Культура славян [6]
Орнамент [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Культура славян

Ветропрогонники (облакопргонники, хмурники)

   

В древности наши предки так называли людей, умеющих разгонять тучи и изменять погоду. Облакопрогонники (ветропрогонники) могли изменять направление ветра, усмирять вихри, прекращать ливни и призывать дожди в засушливую погоду. По утверждению народных преданий, ростом ветропрогонники достигали небес, что позволяло им касаться белых облаков и чёрных грозовых туч. Ветропрогонник мог разогнать тучи или нагнать полчища дождевых и снеговых туч. Иной раз благодаря их стараниям реки выходили из своих берегов...

Когда же наши далекие предки принимались воевать, успешной была та сторона, вместе с коей сражались облакопрогонники, ибо могли они противника заставить отступить, среди лета напустив на лагерь его метели, среди зимы полив ледяным дождём, среди дня наведя кромешную тьму и сбив с дороги. Увы, до наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! (Е. Глушко, Ю. Медведев "Словарь славянской мифологии".)

Елена Левкиевская, кандидат филологических наук указывает на то, что у карпатских русин, говорящих на русинском (руськом = русском) языке, существует поверье в таинстсвенные способности хмарников, способных повелевать градом и тучами. Именно так в Карпатах называют облакопрогонников. На территории Западной Украине благодаря политике украинизации закрепились в украинском языке за ветропрогонниками имена хмарник от слова "хмара" - "туча", а так же градивники или градобурники. Говоря о происхождении слова "хмара" важно отметить тот факт, что возникло оно от слова хмура (хмурый) и Мара (имя духа смерти). Вероятнее всего искажение русского слова "хмурый" в Малороссии призошло в период насильственной украинизации русскоязычного населения русин (коренных потомков жителей Киевской Руси).

Они обладают силой отгонять градовые тучи и от полей своего села, с помощью магических приемов воздействуя на находящихся в тучах самоубийц. Функция защитника полей от градовых туч еще в начале века воспринималась на Карпатах как профессия, и такому человеку выплачивалось ежегодное вознаграждение от каждой семьи, села или нескольких сел. Засеяв поле, крестьяне шли к хмарнику и платили ему, чтобы он отгонял град от их посевов. За этот труд он получал по 60 монет с каждого двора. Впрочем, оплата труда могла сильно колебаться. Например, один из закарпатских хмарников по имени Балита брал за "отворачивание" градовых туч по горшку овса и по нескольку монет с хозяйства.

Народная молва свято относилась к облакопрогонникам. При этом их таинственные способности, передовавшаяся по наследству, постоянно обрастала различными мифами.

По народному преданию, чтобы иметь возможность летом отгонять град, хмарник должен в Сочельник во время ужина отложить по ложке от каждого блюда, стоящего на столе, в специальную миску. С этой миской он выходит на порог и приглашает на ужин всех известных ему в селе висельников и утопленников, называя каждого по имени. Приглашает он и саму тучу, говоря ей:

Приходи на ужин,
А если не имеешь силы теперь прийти, 
Пусть бы у тебя не было силы Прийти летом.

Когда туча приходит летом, хмарник запрещает ей высыпать град на поля и огороды и обращается к самоубийце:

"Я тебя звал в Сочельник, а ты не приходил! Теперь ты не имеешь права приходить ко мне. Иди, разойдись, как ветер по свету". Ведущие тучу самоубийцы просят его: "Пропусти нас, ведь нам тяжело тащить на себе град. Сейчас туча лопнет и град посыплется на землю". "Нет, не пущу", - отвечает хмарник. "Пусти, я погибаю! Куда же я денусь!" - кричит из тучи самоубийца. Тогда хмарник указывает туче путь в какое-нибудь место, где град не может наделать большого вреда: "Иди по воде, по дороге, по оврагу". Самоубийцы разворачивают тучу и высыпают град туда, куда указал им хмарник.

Елена Левкиевская отмечает то, что на Карпатах известно множество быличек о власти хмарников над разносчиками градовых туч. Один хмарник, например, даже не выходил из корчмы, если к границам села приближалась туча. Ему достаточно было положить ладонь на кружку пива и перевернуть ее вверх дном, удерживая кружку на ладони, и туча стояла на границе села, не имея возможности двинуться дальше. Пока хмарник удерживал на ладони кружку с пивом, люди видели, как в корчму вбежал мокрый человек с огромным мешком града (а это был самоубийца, который направлял тучу) и стал просить:"Пусти нас, а то мы уже рассыпаемся". "Я вас пускаю, - ответил хмарник, - но только по воде". Идущие по дороге люди видели, как рядом вдоль по реке падал град, а над полями и дорогой светило солнце.

Если хмарник забывал позвать души самоубийц на ужин в Сочельник, он на весь год терял "моральное право" распоряжаться ходом градовых туч. И если летом забывчивый пытался командовать тучей, ведущий ее самоубийца говорил: "Как ты не звал меня на ужин, так не зови и теперь".

Подобные мифы о облакопрогонниках распространялись не только на Капратких горах. Думается,  не случайно облакопрогонников приравнивали к колдунам. Колдун от древнего славянского "Коло" -- круг, колесо Солнца.

  Другое народное придание указывает на ещё одно мощное оружие в борьбе с градом - специальная палочка. Свои магические свойства она приобретает при следующих обстоятельствах:

если хмарник где-нибудь увидит, что змея хочет съесть лягушку, он должен схватить палку и отогнать змею от лягушки, говоря при этом: "Как я вас разогнал, так бы я мог разогнать и тучи".

Такой палкой он машет на тучу и прогоняет ее от полей своего села. По мнению карпатских крестьян, каждый может бороться с градовыми тучами самостоятельно, с помощью подручных средств. В качестве таких средств используют свечу, с которой стояли в церкви на Пасху, а также ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье. При приближении подозрительной тучи нужно зажечь пасхальную свечу и поставить ее в печь, чтобы дым от нее через трубу поднимался к небу. Находящиеся в тучах самоубийцы не могут вытерпеть запах такой свечи и отворачивают в сторону.

Другой способ: Вербными ветками машут в сторону тучи и молятся Богу за души тех, кто несётся в ней:

Те, что сами себя погубили, Не имеют ниоткуда помощи. Помоги им, Боже, и отверни От моей хаты, 
От моего поля Пошли их на леса и на моря.

Весь этот карпатский сюжет о борьбе хмарников с самоубийцами, находящимися в градовых тучах, имеет несомненное сходство с соответствующими южно-славянскими верованиями. Сербы также верят, что градовые тучи разносятся по свету самоубийцами. Поэтому при приближении градовой тучи они припоминают по именам всех самоубийц и утопленников своего села, которые, по их мнению, находятся в этот момент в туче, и просят отвернуть град в сторону: "Джоко, по Богу брат, верни бурю, чтобы она не шла на урожайные поля!" Как и карпатские крестьяне, сербы призывают души самоубийц на ритуальную трапезу, чтобы град не бил посевов. Старые сербы вспоминают, что в Сочельник ставился стол перед дверями дома и призывались покойники есть и пить и на будущее лето стеречь урожай от града. Чаще же сербы приглашают самоубийц на трапезу не в Сочельник, а накануне Троицы, вынося на перекресток столик с кушаньями и тремя свечками: за висельников, за утопленников и за убитых. После трапезы свечки гасили и прятали. Когда появлялись градовые облака, свечки выносили на двор, зажигали и, обращаясь к повесившимся, утонувшим и убитым, просили:

"Поверни тучу, поверни тучу, просим тебя, поверни тучу".

Облачары и здухачи южных славян 

Согласно сербским поверьям, с самоубийцами вступают в борьбу специальные люди, похожие на карпатских хмарников и градивников. Только у сербов они называются облачарами, здухачами или здухами. Как и карпатские хмарники, сербские облакопрогонники были своего рода профессионалами и несли ответственность за сохранность урожая от града на полях своего села. За это они получали от односельчан ежегодную плату. Только они не вели борьбу с тучами на земле, а сами поднимались вверх и в тучах сражались с теми, кто их направлял. Если борцу с градом не удавалось побороть находящихся в туче самоубийц и град побивал посевы, то позже он оправдывался:

"Что я мог сделать? Насели они на меня вдесятером. Я бился, бился, несколько одолел, но не мог всех".

Стоит отметить то, что у западных славян распространение градовых туч также часто приписывается самоубийцам. Впрочем, у западных славян в мифологии известны специальные демоны - изготовители и разносчики града. Например, у чехов существует быличка о человеке, попавшем в лесную чащу. Сквозь кустарник он увидел нескольких огромных черных демонов, которые толкли и размешивали град в огромных чанах и рассуждали о том, на какие поля им этот град направить. У поляков управление градовыми тучами приписывалось планетникам или хмурникам, которые изготовляют град, разбивая лёд цепами, или размельчают его в ступе на мелкие градины, а потом перевозят в тучах по небу.

Текст выделен в связи с тем, что в польской мифологии (ляхи, поляне) проявляется русское слово "хмурник" (от слова "хмурый"). Возможно, что украинское "хмарник" произошло от искажения слова "хмурник". Это очередной раз указывает на факт искусственного создания украинского языка на основе русского языка. 

Поляки часто считают, что деятельность хмурников (планетников) находится под контролем не черта, а Бога, волю которого они выполняют, разнося тучи. А если град падает на поля, то это происходит не из-за их злой воли, а из-за того, что они временами не могут удержать на своих плечах слишком тяжелые тучи, и град падает на землю.

В некоторых местах Карпатских гор хмарники воспринимаются не как борцы с градовыми тучами, а как их предводители. Иногда они могут называться чернокнижниками. Поверья о хмарниках-чернокнижниках связаны с еще одним специфически карпатским представлением о двоедушниках - людях, которые от рождения имеют две души - одну чистую, человеческую, вторую - демоническую. В то время как демоническая душа такого хмарника поднимается в небо, чтобы направить тучу в нужном направлении, его тело находится на земле в состоянии крепкого сна. Разбудить его невозможно, пока вторая душа не возвратится в него. Души хмарников-чернокнижников вступают в борьбу между собой, и тот хмарник, который оказывается побежденным в этой битве, должен пропустить тучу победителя на свои поля. Подобные поверья широко распространены и на Балканах. Только там в борьбу между собой вступают здухачи, тела которых во время этой борьбы находятся на земле в состоянии глубокого сна.

Стоит отметить, что мифы о чернокнижниках и демонах скорее всего возникли позднее. И появились они в тот момент, когда тайные знания облакопрогонников были утрачены. При этом, не стоит забывать, что эти знания не пропали безследно. Генетики обнаружили наличие у человека генетической (родовой) памяти, а она как известно передаётся по наследству. Следовательно, среди нас живут люди, способные управлять погодой и повелевать ветрами. При этом, сами эти люди своего дара порой не осознают...

Категория: Культура славян | Добавил: Slawjanofil (03.07.2014)
Просмотров: 1234 | Теги: Культура славян | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz